Земельный налог

Главная / Номера / № 15 (308) от 09 апреля 2007 года / Земельный налог

Земельный налог

На каком основании берут налог за землю в саду? Налоговая инспекция ссылается на Постановление гордумы г.Березовского", - спрашивает екатеринбуржец Л. П. Нохрин, труженик тыла, ветеран труда.
 "Я, ветеран военной службы, А.Е.Тарабаев, обращаюсь к вам от имени группы пенсионеров с просьбой разъяснить, когда и как нам платить налог за землю и сколько? - пишут нам из Камышловского района. - В администрации пос.Восточный Камышловского района нам сказали, что гордума решила ввести налог за землю, используемую пенсионерами. За неуплату налога - суд. Разъясните нам верность этого решения".
 Несмотря на то что тема земельного налога не раз поднималась на страницах нашей газеты, она остается актуальной. К сожалению, не всем понятно, что сегодня мы живем по другим законам и новое налоговое законодательство не предусматривает льготы пенсионерам-собственникам земли. О том, как определяется земельный налог, рассказывают эксперты УФНС России по Свердловской области.

ДОХОДНАЯ СТАТЬЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

С 1 января 2006 года на территории Свердловской области действует новая 31 глава Налогового кодекса Российской Федерации, которая ввела земельный налог взамен ранее взимавшейся платы за землю. Принципиальное отличие новой главы от прежнего порядка действовавших земельных платежей - в определении налогооблагаемой базы. Раньше этот налог исчислялся от площади участка, а сейчас - от его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земли конкретного участка умножается на ставку налога. Ставка налога устанавливается местным законодательным органом.
 Земельный налог - это местный налог, формирующий доходную базу местного бюджета, и вводится он нормативно-правовым актом местного представительного органа. Если раньше действовали федеральный и областной законы "О плате за землю" и только Федерация или область принимали решения о предоставлении льгот по этому налогу, то сейчас местным властям предоставлены значительные права по утверждению налоговых ставок, льгот и сроков оплаты. Но самостоятельность местных законодателей не может выходить за рамки Налогового кодекса РФ.
Земельный налог обязаны уплачивать организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По всем землям налоговые ставки определены представительными органами муниципальных образований в пределах, установленных статьей 394 Налогового кодекса РФ. Так, ставка в размере не более 0,3% устанавливается в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. По всем другим землям ставка устанавливается в размере не более 1,5 %. В то же время на усмотрение органов местного самоуправления ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории земель.
Например, решением МО "г.Алапаевск" утверждена более низкая ставка налога для земель, занятых жилым фондом (мало- и многоэтажные застройки), чем установлено Налоговым кодексом РФ - 0,1%; Берёзовский городской округ определил для земель, используемых под индивидуальную жилую застройку, для дач и садов, а также для гаражей и автостоянок, - 0,2 %; в городском округе Верхняя Пышма ставка налога в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, - 1%.
 Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
 Данные о кадастровом номере и стоимости ежегодно публикуются в местных средствах массовой информации.
 Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, организации народных художественных промыслов статьей 395 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты налога.
 Перечисление земельного налога физическими лицами производится на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. При этом физические лица также имеют льготы, предусмотренные как Налоговым кодексом РФ, так и местными нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Статья 391 Налогового кодекса РФ предусматривает уменьшение кадастровой стоимости участка на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для таких категорий граждан, как: герои Советского Союза, инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, получившие или перенесшие лучевую болезнь.
 Налоговым кодексом РФ для пенсионеров по старости льготы по уплате земельного налога не предусмотрены, однако многие представительные органы муниципальных образований Свердловской области своими нормативными актами установили дополнительные налоговые льготы для пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда и так далее. Прежде всего это относится к Алапаевску, Артёмовскому, Асбесту, Верхней Пышме, Камышлову, Карпинску, Первоуральску, Режу, Заречному, Ирбиту. Чтобы воспользоваться льготами, налогоплательщику необходимо предоставить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка письменное заявление и документы, подтверждающие право на льготу.
 Налогоплательщики нередко задают вопрос, что делать, если срок платежа наступил, а налоговое уведомление не получено? Владелец земельного участка может подойти в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и получить налоговое уведомление. А если налоговое уведомление получено после срока уплаты? В этом законодатель не ущемляет прав налогоплательщика. Так, например, последний срок уплаты земельного налога за 2006 год в г.Екатеринбурге - 2 апреля 2007 года, а уведомление гражданин получит только 10 апреля 2007 года. В данном случае он имеет право уплатить налог в течение одного месяца, то есть до 10 мая 2007 года. Если до этого срока налог уплачен не будет, налоговый орган согласно статье 75 Налогового кодекса РФ вправе начислить пени за каждый календарный день просрочки. Поэтому все налогоплательщики, получившие уведомления с опозданием, должны сохранить почтовые конверты, чтобы в следующем году не платить необоснованные пени.
 


Рубрикатор